Что такое логопедическая характеристика и для чего ее составляют

Логопедическая характеристика – документ, в котором отражаются результаты обследования речевой деятельности ребёнка. Заполняется логопедом – специалистом медицинского или образовательного учреждения.
Оглавление:
Основные виды речевых нарушений
Патологии могут затронуть устную или письменную речь. В каждом из этих типов отмечается ряд отклонений.
Устная речь
К дефектам внешнего оформления речи относят:
- дисфонию – отсутствие фонации (голоса) или нарушение его силы, высоты, тембра;
- брадилалию – значительное замедление темпа речи;
- тахилалию – ускоренный темп речи;
- тахифразию – быструю речь, многословие;
- заикание – повторение звуков, слогов, внезапные остановки при разговоре из-за судорог в мышцах речевого аппарата;
- дислалию – неправильное произношение, замена одних звуков другими;
- ринолалию (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения;
- дизартрию – сложности в произнесении определённых звуков и слов;
- анартрию – отсутствие звуковой части речи.
В группу патологий, связанных со структурно-семантическим формированием высказываний, входят:
- алалия – неразвитость речи при сохранности слуха и интеллекта;
- афазия – потеря речи в результате заболеваний и травм головного мозга, после того, как она была сформирована.
Письмо
Нарушения этого типа проявляются в школьном возрасте, в начале учебной деятельности. К ним относятся:
- дислексия – расстройство чтения. Школьник не узнает буквы, не может соединять их в слоги, а слоги в слова, не понимает прочитанный текст;
- дисграфия – расстройство письма. Ребёнок не запоминает образы букв, пропускает их при написании слов, неправильно формулирует и пишет предложения.
- алексия и аграфия – неспособность ребёнка овладеть навыками чтения и письма. Часто наблюдается сочетание этих нарушений.
Прежде чем поставить диагноз, логопед проводит диагностику. При необходимости выписывает направление на консультацию к невропатологу, нейрохирургу, психологу.
Этапы диагностики
На начальном этапе специалист устанавливает контакт с ребёнком, собирает от родителей анамнез (особенности рождения, наличие хронических заболеваний). Выявляет уровень общего развития (физического, психического), состояние эмоционально-волевой сферы.
На следующем этапе изучаются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, характер речевого поведения, умение устанавливать коммуникативные связи, отношение школьника к своему речевому дефекту.
Затем непосредственно исследуется патология речи, заполняется речевая карта, и составляется подробная характеристика на ребёнка.
Памятка по составлению логопедической характеристики на ребенка
Сначала логопед составляет краткий анамнез речевого развития маленького пациента. Такой анамнез составляется после изучения медицинской документации и беседы с родителями (законными опекунами).
Формулировки:
- речевое развитие без особенности;
- в соответствии с возрастом;
- задержка речевого развития;
- разговаривать начал поздно;
- длительное время окружающим было сложно понять, что говорит ребенок.
Далее оценивается речевая среда и социальные условия. Логопед может указать следующие параметры:
- использование для разговора двух языков в семье, где проживает ребенок;
- речевая среда нормальная – без особенностей;
- социальные условия неблагоприятные или благоприятные;
- у одного из биологических родителей есть или были ранее проблемы с речевым развитием;
- у прямых родственников нет проблем с произношением и никогда не было.
Следующий этап предполагает оценку общей и мелкой моторики ребенка. Логопед внимательно изучает малыша, как он работает руками. На основании этого он может установить, нарушена моторика у него или нет, какая рука ведущая, правильно он держит предмет для письма или нет, как скоро он бросает писать из-за усталости.
Кроме указанных параметров логопед также оценивает:
- артикуляционный аппарат (строение, движения, наличие аномалий);
- как звучит речь ребенка – нарушена она или нет, четко произносит он звуки, слоги, слова или же нет. Также обращают внимание на интонацию;
- понимание речи;
- активный словарь – сколько слов знает, понимает ли их обозначение, какие чаще использует во время разговора;
- грамматический строй;
- структура слогов;
- произношение звуков;
- восприятие звуков на слух;
- связная речь у ребенка или нет;
- письмо и чтение.
Бланк характеристики
Образец: