Что должен уметь ребенок в год: обучение основным навыкам

Дети растут очень быстро, только успевай покупать новую одежду да обувь. Первый день рождения – это не только важный праздник для семьи, но и время проверки способностей и навыков. Что должен знать ребенок в первый год своей жизни и чему учить ребенка в 1 год?
Оглавление:
Физическое развитие в год
Физическое развитие крайне важно, и это то, на что родители обращают внимание в первую очередь. Любое отклонение от нормы веса или роста вызывает волнение и тревогу, поэтому родители тщательно сравнивают имеющиеся показатели с врачебными таблицами. Как выглядит ребенок в этот период? Дети физически развиваются по-разному, но специалисты выделили усредненные показатели, которых они достигают к 12 месяцам. Лучше всего это выразить таблицей.
Познавательно! Советы Комаровского: как отучить ребенка от рук
Показатели | Усредненное | Мальчики | Девочки |
Масса | 8,9 – 9,6 кг | 7,7 – 12 кг | 7 – 11 кг |
Рост | 74-75,7 см | 71 – 80 см | 68 – 79 см |
Окружность головы | 44,9-46,1 см | 43 – 48 см | 42 – 47 см |
Окружность груди | 48,3 — 48,7 см | 46 – 52 см | 46 – 51 см |
Отклонения от представленных норм может быть в пару килограмм и до 5-10 см. При этом дети должны быть активными, не испытывать боли при передвижении, иметь прямые ножки и шею. Если же есть какие-то видимые проблемы с телосложением, или заметны боли при передвижении – необходимо срочно обратиться к педиатру.
Это время ознаменовывается первыми самостоятельными шагами, у некоторых детей они могут быть даже без предварительного ползания.
Кроме того, физическое развитие ребенка в год подразумевает умение:
- стоять, держась за что-то;
- самостоятельно сидеть;
- вставать без чьей-то помощи из любого положения;
- ходить вдоль опоры или с поддержкой;
- бегать (лишь некоторые детки это могут);
- подниматься-спускаться по лестнице с поддержкой;
- ползать;
- забираться на мебель;
- спускаться с кроватей и диванов.
До года дети набирают массу, которая в три раза превышает вес при рождении. После достижения года вес и рост замедляется. В среднем у них вырастает 8-10 зубов, но бывают и дети, у которых к этому времени вылезает лишь 2-3 зуба. Отклонением считаются только те случаи, когда в 12 месяцев совсем нет зубов. Стопы же в это время еще без изгиба, но по мере регулярной ходьбы на них начинается проявляться свод.
Умения и навыки ребенка в 1 год
Что должен уметь ребенок в один год? С полугода и до 2-3 лет крохи активно познают мир. Именно в год уже можно активно покупать конструкторы и игрушки, которые развивают мелкую моторику. Кроме этого, можно читать вместе книги, смотреть познавательные мультфильмы и заниматься прочими интересными занятиями. Они сами интересуются содержимым шкафов, ящиков и сумок, разбирают игрушки и рассматривают книжки.
Эмоциональные навыки
Помимо физического развития, важно следить за психологическим и эмоциональным здоровьем крохи. Он должен уметь улыбаться, реагировать эмоционально на события вокруг, уметь выражать свои эмоции. Ребенок в 1 год должен уметь:
- радоваться веселым событиям вокруг;
- проявлять эмоции по отношению к игрушкам: любить какие-то, какие-то отбрасывать, некоторых бояться;
- узнавать близких и реагировать на их приход-уход;
- находить родных на фото, и показывать пальчиком на вопросы о них;
- пугаться незнакомых и стесняться их;
- рассматривать книжки, листать их, с увлечением искать на страничках знакомых персонажей;
- танцевать под музыку;
- повторять движения за взрослыми (говорить по телефону, ругать кого-то);
- подвергаться смене настроения;
- реагировать на запреты (мимикой, криком, писком);
- играться с зеркалом, корчить рожицы, смеяться.
Прослеживая взросление, можно замечать все новые эмоции, которые у крохи появляются. Как он по-разному реагирует на незнакомых людей – пугается их, старается спрятаться за родителей, стесняется, как узнает знакомых, как у него меняется настроение. Кроха начинает уже хитрить, проверяет родителей на «прочность», он продумывает свои действия, стремиться всеми средствами достичь своей цели.
Что должен говорить
Малыш уже активно издает звуки, отдельные слоги, у него появляются слова для определения мамы и папы, себя и знакомых предметов. Говорить ребенок в 1 год может и не начать.
Но он уже обязательно понимает слова и речь, которая обращена к нему, различает интонацию.
От 2 до 10-15 слов – это сколько слов должен знать малыш в это время.
Не следует волноваться, если кроха не говорит вообще, главное, чтобы он понимал речь, обращенную к нему.
Если этого не происходит, вот тут следует обратиться к специалисту.
Навыки речи могут проявляться в умении:
- отвечать отдельными слогами или звуками на вопрос «кто это?»;
- знает свое имя и отзывается на него;
- пытается говорить «мама» и «папа»;
- старается говорить и повторяет звуки за людьми и животными;
- понимает значение слов «можно» и «нельзя».
Речь развивается быстрее, если постоянно говорить при крохе. Он набирает таким образом словарный запас, а это считается пассивным говорением. Развивать ребенка в год словесно просто: необходимо постоянно разговаривать с ним, проговаривать слова четко, издавать отдельные слоги побуждая его повторять их.
Что должен делать
Конечно, по сравнению с периодом ползания, намечается существенный прогресс – по мере познания окружающего мира все увереннее становятся передвижения по квартире, и к годику уже кроха может:
- складывать пирамидки и кубики;
- снимать крышки, складывать предметы в кастрюли и коробки, играть с посудой;
- может проталкивать мелкие предметы в дырочки;
- кормит и одевает игрушки;
- может брать мелкие предметы пальчиками;
- играет с мячом, может толкать коляску;
- открывает шкафы, достает и складывает предметы;
- подражает взрослым;
- начинает тактильно проявлять чувства (обнимает, целует, толкает);
- перелистывает самостоятельно странички;
- понимает и выполняет простые просьбы (дай, покажи, где это лежит?);
- может танцевать под музыку, подпевает песням;
- хлопает в ладоши;
- играет в «ку-ку».
Это лишь краткий перечень всех умений, которыми могут обладать малыши в этом возрасте. Всего этого может и не делать малыш, тут нет никаких стандартов, так что переживать не стоит, если сын не хочет складывать кубики. Главное, чтобы он находился в спокойной атмосфере, рос в любви, а все навыки будут постепенно появляться.
Как правильно развивать
Кроха развивается самостоятельно довольно неплохо. Родители часто удивляются откуда их малыш знает то или это, если его никто не учил этому.
Но тем не менее маме и папе следует постоянно заниматься с отпрыском в игровом формате.
Не стоит его пытаться научить алфавиту или математике, начать необходимо с мелкой моторики, простых действий с мелкими предметами, различению цветов и форм.
Изначально, следует сделать упор на физические способности. Развивать ходьбу, прыжки, лазание. Делать это можно различными способами:
- поддерживая за руки, давать возможность ходить и прыгать;
- давать ребенку в 1 год ходить босиком по траве и песку;
- мотивировать его залезать на кровать или диван, а затем слезать (с помощью игрушек);
- играя, проползти под столом или стулом;
- играть с большими коробками, пусть малыш залезает туда и вылезает;
- учиться перешагивать через предметы, разложенные на полу;
- бросать мяч и ловить мяч.
Уже в таком возрасте можно приучать кроху лазить по шведским стенкам, залезать на горку, конечно помогая ему. А вот развитие мелкой моторики требует специальных средств. Чтобы развить моторику необходимо:
- Рисовать красками и карандашами, вначале придерживая, а затем позволяя делать это самостоятельно.
- Заниматься лепкой из пластилина, соленого теста и полимерной глины. Причём не только лепить фигурки, но и выткать в них палочки и пуговицы.
- Клеить фигурки из бумаги, а также играть с наклейками. Сегодня продаются книжки с наклейками-животными, это позволяет не только развивать движения, но и учить животный мир.
- Играть с веревочками: складывать шнурки, наматывать нитки на клубок.
- Играть с кухонными мисками: переливать воду ложками, сортировать фасоль, пересыпать песок через сито.
- Играть с мелкими предметами: откручивать крышки, собирать спички, бросать спички в банку, наполнять миски рассыпанной фасолью, играть с сортером.
- Отлеплять липучки, застегивать пуговицы, учиться закрывать молнию, вешать прищепки на веревку.
- Складывать пирамидки, и строить башни из кубиков.
Чему учить ребенка в 1 год определять необходимо родителям, ведь только они уже знают, что умеют их дети и на что следует обратить особое внимание.
Кроме мелкой моторики и ходьбы, следует:
- Стимулировать крупную моторику, играя большими машинками, мячиками и крупными игрушками.
- Постоянно разговаривать, читать вместе стихи и песенки. Называть цвета, формы и предметы громко, чтобы малыш мог запоминать.
- Позволять играть самостоятельно, изучая предметы вокруг.
- Играя, разыгрывать сценки, различные сюжеты с помощью игрушек.
- Играть в ванной со специальными игрушками, принадлежностями для песка.
- Слушать вместе музыку и танцевать.
- Играть в песочницах с лопатками и грабельками. Строить пасочки.
- Водить маленького на площадки, где он может поиграть с другими детками, развивая свои социальные навыки.
- Читать вместе книги и смотреть фотографии, называя персонажи по именам.
Развитие детей происходит очень естественным путем. Они повторяют все за взрослыми и учатся кушать, пить, ходить и прочему играючи. Сегодня масса развивающих книжек и игрушек, которые помогают детям осваивать новые задания, получать новые навыки. Что нужно малышу в 1 год? Лишь внимание и любовь родителей.
Полезное видео: что должен уметь ребенок в 1 год